... доколе ей угодно.
Возможно, вы слышали о том, что в рождественский сезон частота депрессий (и даже самоубийств) возрастает. То, что многие считают самым счастливым временем года, для некоторых оказывается самым трудным. Но Рождество — не единственное время года, когда это происходит: День святого Валентина может быть мучительным для тех, у кого нет валентинки. То, как этот праздник отмечается в Америке, может заставить вас почувствовать себя на вечеринке, где все веселятся, кроме вас, а вам остается только стоять и смотреть. Трагическое возведение сексуального удовлетворения в ранг идола в нашей культуре еще больше усугубляет ситуацию.
Однако, как бы странно это ни звучало, вам не нужно избегать Песни Песней, если это время года для вас тяжелое. На самом деле, единственная библейская книга о супружеской любви и романтике может стать местом утешения и успокоения для одиноких людей в трех аспектах.
Не пытайтесь влюбиться
Наше общество уделяет неустанное внимание и заставляет искать того единственного, особенного человека, который полностью удовлетворит ваши внутренние желания. (Вспомните, сколько фильмов изображают романтическую связь в таких нереальных формах). Ваша собственная семья может усугублять ситуацию, постоянно намекая на то, как долго вы были одиноки. Из-за такого давления легко начать тратить как можно больше энергии на попытки влюбиться — или согласиться на кого-нибудь, от кого вы не без ума, только чтобы выйти из категории «одиноких» (см. Исаия 4:1).
Поразительно, но Песнь песней призывает нас делать все наоборот:
Заклинаю вас, дочери Иерусалима,
газелями или полевыми козлами,
чтобы вы не возбуждали и не пробуждали любовь
до тех пор, пока это не будет угодно. (2:7; 3:5; 8:4)
Это самый часто повторяющийся стих в книге, ее рефрен и главный урок, который должны запомнить ее читатели: пусть любовь пробуждается сама по себе или не пробуждается вовсе. Влюбленность может выглядеть так прекрасно со стороны, и восторженные речи молодой пары из Песни Песней могут побудить читателей книги попытаться как можно скорее испытать этот опыт самостоятельно. Но Песнь из кожи вон лезет, чтобы сказать нам, что это неразумно.
Для тех, кто не состоит в браке, этот стих — разрешение Творца отстраниться от романтических гонок. Если любовь и романтика никогда не пробудятся для вас, вы все равно можете жить яркой жизнью в Божьем мире. В нашей культуре сексуальная жизнь занимает центральное место в самореализации человека; у меня такое чувство, что многие люди считают себя не вполне живыми (и, возможно, даже не вполне людьми), если не встречаются или не состоят в браке. Слово Божье гораздо добрее. Если вы влюбитесь, это прекрасно. Если нет, не стоит беспокоиться об этом — продолжайте наслаждаться жизнью и представлять Бога в этом мире, терпеливо ожидая Его времени.
Никакого «Счастливы до конца»
Песнь песней, как и вся Библия, изображает брак как исключительно благой дар, а влюбленность — как нечто настолько прекрасное, что почти не передать словами. Но та же самая книга, которая поэтически украшает романтику, также дает понять, что любовь не всегда будет легкой или безболезненной. Мы видим это наиболее отчетливо в 5:2-6:3, где, подобно сну, описывается разрыв в отношениях пары, который в конце концов преодолевается.
Во всяком случае, так кажется — из-за переменчивой, призматической поэзии трудно быть уверенным. Отрывок начинается с того, что женщина отказывается открыть запертую дверь своему мужу, либо дразня его, либо оправдываясь (5:2-3) ; но даже звук его шагов за дверью пробуждает в ней желание, и она распахивает дверь (стихи 4-5). Однако, как это иногда бывает во сне, он просто исчезает. Женщина ищет его повсюду, зовет без ответа (стих 6) ; ситуация становится кошмарной, когда ее избивают (стих 7; очевидно, городские стражники считают ее злоумышленницей или проституткой).
К счастью, женщина не оставлена. После того, как она описала своего мужа «дочерям Иерусалима» (стихи 10-16), ее друзья убеждают ее помочь искать его (6:1) — но в этом нет необходимости. Она уже нашла его в саду, который они разделяли (6:2). Очевидно, сексуальная связь между женой и мужем означает, что разрывы в отношениях будут временными.
Одна знакомая мне семейная пара оказала гостеприимство одинокой женщине в своей церкви, дав ей ключ от своего дома: она могла приходить в любое время. Эта пара сказала, что одним из преимуществ их щедрости было то, что их незамужняя подруга смогла увидеть брак изнутри, а этот брак не всегда прекрасен. Этот отрывок делает то же самое. Просто потому, что узы брака так глубоки, супружеские пары иногда испытывают мучительную боль по причинам, которые они не всегда понимают. Трава определенно не всегда зеленее.
Этот аспект «Песни» можно проследить и другим способом. Книга начинается и заканчивается на одной и той же ноте неисполненного желания, когда пара выражает свое желание уйти вместе (1:2-4; 8:14). Как бы ни была прекрасна книга (и сама любовь), в ней нет большого продвижения вперед. Эмоциональное и сексуальное удовлетворение в браке временное и спорадическое; чувство тоски и нереализованности — такая же часть брака, как и все остальное. Эта реальность предохраняет нас от любой неразумной романтизации отношений.
Для сексуальности одиноких есть Божье предназначение
Для большинства людей желание влюбиться и жениться может быть непреодолимым, особенно в молодости. Из-за этого, к сожалению, легко почувствовать обиду на Бога, если Он не посылает вам никого. Зачем Ему давать нам всепоглощающие желания, а затем не давать (некоторым, во всяком случае) никакого способа их исполнить, не ослушавшись Его?
Самый известный отрывок Песни песней отвечает на этот вопрос, когда описывает романтическую любовь как «само пламя Господне» (8:6). Романтическая любовь в конечном итоге является отражением Божьего характера. Бог создал вас сексуальными не для того, чтобы вы могли реализовать это желание в браке (как бы хорошо это ни было). Ваша сексуальность призвана дать вам словарный запас и воображение, чтобы оценить, что чувствует ваш Божественный Муж к своей невесте — единственный Возлюбленный, чья любовь сильнее смерти, ревнивой до гроба, неистовой, не терпяшей отказа. В следующий раз, когда вы будете отвлекаться на собственные желания, подумайте: «Мои чувства сейчас — это лишь отголосок желания нашего Божественного мужа» (см. Исаия 62:5).
Подумайте об этом так: если бы вам пришлось описывать человеческий опыт влюбленности инопланетянину, чей вид размножается бесполым путем, что бы вы сказали? Вы бы ограничились метафорой. Бог создал человеческую сексуальность, потому что без нее мы были бы слепы и глухи к одному из аспектов Его любви к нам.
Даже если вы не состоите в браке, ваша сексуальность все равно достигает Божьей конечной цели, для которой она предназначена. Если вы жаждете дня свадьбы и медового месяца, то ваш Божественный Муж еще больше жаждет дня эсхатологической свадьбы и вечного медового месяца. Без сексуального измерения человеческой личности вы не смогли бы понять этот аспект Божьего характера. Ваше стремление к любви и романтике — это часть гораздо более глубокого стремления, в исполнении которого, к счастью, нет никаких сомнений. Пыл вашего божественного мужа не допустит этого.