Радикальная честность

Всем нам  в детстве рассказывают, что врать – нехорошо, а хорошо быть честным и говорить всегда правду и только правду. Особенно маме и папе. Но потом мы вырастаем и все-таки врать начинаем. Если и не по-крупному, то в бытовых мелочах точно, потому как откровенная честность, как выясняется, в приличном обществе воспринимается скорее как невоспитанность, нежели как проявление персональных достоинств. Если коллега показывает фотографии своей собаки, от восхищения ее красотой обильно орошаясь слезами умиления, а вы понимаете, что это … ну не сможете вы сказать это коллеге, не обидев. Поэтому обреченно вздыхаете и бормочите, что да, милашка.

Ну а что делать?

Где-то 15 лет назад попала мне в руки книга Radical Honesty американского психотерапевта Брэда Блэнтона. Вдумчиво ее пролистал. В общем и целом он считает,  что основа всех современных стрессов — это ложь, и если практиковать радикальную честность, то можно стать значительно счастливее.

Был еще человек, пытающийся убедить нас, что мы будем очень счастливы, если перестанем думать... А у Виктории Токаревой есть замечательный рассказ – «День без вранья». Герой прожил день, ни разу не соврав, и в итоге…

Так вот, я всегда считал себя честным. Или, почти честным. Но книга про  Radical Honesty меня все-таки зацепила. После некоторого раздумья, я понял, что моя честность проявляется больше в такте, дипломатии и умении вовремя промолчать. Поэтому решил  проверить на себе – каково это, быть радикально честным?

Не иначе я перегрелся на солнышке, когда принял такое решение. Хватило меня ровно на полдня. За эти полдня я на три месяца приобрел смертельного врага в лице коллеги, чуть не вылетел с работы, когда на вопрос редактора «ГДЕ статья, которую нам заказал и оплатил клиент?», я ответил, что эту чушь я писать не буду.

Спасло только то, что я был на хорошем счету и редактор решил, что я скорее всего заболел, но тщательно от него это скрываю. Поэтому посоветовал мне отдохнуть, а статью отдал другому. Остаток дня я просидел, уткнувшись в бумажки и изображая крайнюю степень занятости.

В общем, я понял, что большинство наших повседневных обманов связано с нежеланием обидеть человека или стремлением оставаться в рамках приличий. И, похоже, единственный способ избежать такого вранья  –  это не общаться ни с кем вообще, потому что на радикальную честность в бытовых ситуациях только моральных сил не хватит ;)

Своим внукам я тоже рассказываю о том, что врать – нехорошо. И приучаю их к честности, так сказать. Не радикальной, а нормальной, чтобы не боялись высказывать свое мнение. Сам при этом задаю только те вопросы, честные ответы на которые действительно готов услышать.

> Альберт Островский
 
 
 
 
 
писАл папаша
 
 
Я – свободный человек!
Пятилетний подросток
О роде и природе "главы дома"