5 вещей, которым я научился, будучи ребенком пастора

Пасторские дети все-таки дети в первую очередь

Когда папа - пастор, жизнь может быть интересной.

Старая байка о том, что в церкви всегда открыты двери, не только правдива, но и является источником множества различных эмоций и переживаний. Мало кто видит поместную церковь так, как пасторские дети, и мало кто живет жизнью, в которой так смешаны семья, призвание и нормы служения. Это удивительно и болезненно уникальное путешествие.

У каждого пастора своя история. Моя была бесконечно счастливой, в основном потому, что мой отец действительно любил (и любит) Иисуса и действительно любил свою семью, даже когда за нами никто не наблюдал. Но я знал друзей и сверстников с совсем другими свидетельствами — истории о далеких и суровых отцах; истории о брачных заветах, принесенных в жертву на алтарь успеха служения; истории об одиночестве, которое учило детей пастора: «Твой небесный Отец тоже такой». 

Такие истории заслуживают отдельной статьи. Пока же я предлагаю пять уроков, которые я усвоил, пока рос в пасторской семье.

1. Пасторы тоже люди.

Существует устойчивое заблуждение, что пасторы меньше, чем остальные, подвержены таким вещам, как усталость, искушение, разочарование и одиночество. Я убедился, что на самом деле ближе к истине обратное. Пастор особенно уязвим для всех этих вещей из-за постоянной эмоциональной бдительности своего призвания. Большинство из нас благодарны, даже бессознательно, что наша духовная жизнь и наше призвание не пересекаются в такой степени, как в пасторстве.

Если бы у меня был один совет для всех евангельских церквей, то он звучал бы так: щедро дарите отдых своему пастору. Если все рушится, когда его нет, это не повод ограничивать его отдых; это повод серьезно переосмыслить культуру церкви. Пастор, который чувствует, что ему приходится выбирать между тем, чтобы управлять своим разумом, телом и семьей, и тем, чтобы церковь функционировала хорошо, - это пастор на пути к выгоранию (или еще хуже).

2. Посещение церкви не защищает от греха и неверия. Но и обязательное посещение церкви не превращает детей автоматически в обиженных отступников.

Вот два, казалось бы, вездесущих заблуждения: (1) с детьми все будет в порядке, если они будут регулярно посещать церковь, но (2) требование ходить с ними в церковь разжигает бунт. Обе идеи интуитивно понятны разным категориям людей в евангельских церквях. И обе они ошибочны.

Мой шурин любит говорить, что евангелисты часто думают, что Евангелие - это что-то такое, чем можно заразиться, как простудой. Если ты находишься рядом с зараженными прихожанами, то в конце концов ты заразишься спасением. Молодежное служение, например, является такой же хорошей заменой домашнему ученичеству, как посещение скорой помощи - хорошей заменой диете и физическим упражнениям. Если в вашем доме нет молитвы, чтения Библии или ученичества между родителями и детьми, но при этом все «кажется» в порядке, это повод для беспокойства.

С другой стороны, я видел многих родителей, которые стыдливо признавались, что не требуют от своей 14-летней девочки просыпаться и идти с ними в церковь, потому что боятся, что такие требования настроят ее против церкви. Это могло бы быть более справедливо, если бы человеческая зрелость и развитие останавливались в подростковом возрасте. Но это не так, и оказывается, что когда подростковый возраст остается позади, все еще легко вспомнить, что родители делали, а что не считали важным в доме.

3. Детям не нужно видеть и знать о церкви все, что видит и знает отец.

Это одна вещь, о которой мой отец жалеет, что не поступил по-другому. Опытные святые более подготовлены к тому, чтобы справиться с неприятными моментами церковного управления, бизнеса или дисциплины, чем подростки. Вы не можете нажать на кнопку и заставить своих детей возмущаться церковью, но вы можете перегрузить их недостатками, прежде чем они смогут увидеть ее красоту.

Вот практический совет для пасторов с детьми: думайте о том, что ваш ребенок видит драки на деловых встречах и слышит моральные промахи, так же, как вы думаете о том, что он видит конфликты в вашем браке. Вы не сможете держать их в курсе каждого напряженного или греховного момента в отношениях с вашей супругой, но когда они будут свидетелями этого, большинство пар будут обсуждать это с ними, а не считать, что они все правильно воспринимают. Примените ту же логику к темной стороне церковной жизни. Как можно дольше держите своих членов семьи подальше от экклезиологических окопов; но когда они вынуждены увидеть это, помогите им отреагировать.

4. Самая большая свобода, которую могут почувствовать дети пастора, - это то, что папа и мама не считают их детьми пастора.

Услышать, как мой отец ободрял меня, когда я приближался к окончанию школы, что он хочет, чтобы я следовал Божьему призванию в моей жизни - и что это призвание не обязательно должно быть служением - было очень важно. Я не думаю, что большинство пасторов стремятся оказать давление на своих детей, чтобы те пошли по их стопам, но что они могут невольно донести, так это то, что профессиональное служение и истинная духовность идут рука об руку.

Как это передается? Одним из способов является предъявление к детям более высоких стандартов только потому, что их отец - пастор. Это не только разочаровывает, но и дает понять, что пасторство ближе к небесам, чем обычная работа.

5. Пасторам нужны отцы, которые не просто ботаники-богословы.

Не знаю, помню ли я хотя бы три проповеди своего отца, когда рос, но я помню десятки бесед за молочными коктейлями и походы на бейсбольные матчи. Одно из моих самых приятных воспоминаний с ним - это просмотр невероятного Суперкубка в отеле где-то в Индиане, в то время как снаружи на нас обрушилась снежная буря десятилетия. Конференция, которую мы посетили позже, была прекрасной, но я не помню большую ее часть. Я прекрасно помню тот вечер с моим отцом.

В лекции для своих студентов-богословов Чарльз Сперджен призвал их быть как можно более нормальными, а не лишенными вкуса и формы машинами для служения:

Я убежден, что одна из причин, по которой наши простые люди так сторонятся священников, заключается в том, что им отвратительны их искусственные и нечеловеческие манеры. Если бы они видели, что мы, на кафедре и вне ее, ведем себя как настоящие мужчины и говорим естественно, как честные люди, они бы пришли к нам«. Замечание Бакстера по-прежнему актуально: «Недостаток понятного изложения, использования обычных слов является насущной проблемой сегодняшней проповеди, который надо аккуратно исправить». Порок служения заключается в том, что служители пасторально излагают Евангелие. Мы должны иметь человечность наряду с божественностью, если хотим завоевать массы. Люди способны разглядеть жеманство и вряд ли пойдут на поводу у него. Сбросьте свои ходули, братья, и ходите на своих ногах. 

То, что верно в отношении «обычных людей», еще более верно в отношении детей пасторов. Пасторам, которые не могут общаться со своими детьми на уровне, превышающем, скажем, обсуждение книг (или, не дай Бог, политики), необходимо расширить свои горизонты. Любовь — это внимание. Быть внимательным — лучший способ сказать пасторскому ребенку, что его папа-пастор любит как ребенка, а не как пасторского. 

Источник: Портал ХРИСТИАНЕ.РФ
 
 
 
 
 
 
 
Штирлиц любил стариков и детей, а я люблю пятницу и субботу
Любить мамочку!
Так и придет бедность...