Как 138-й псалом превратил меня в маму

(а не просто в родителя)

Я выросла в атмосфере равноправия полов. Я до сих пор помню жаркий разговор за столом для раскрашивания в детском саду — я была тем самым ребенком, который утверждал: «Нет такого понятия, как цвета для девочек и цвета для мальчиков». В моей средней школе для девочек был негласный девиз: «Победи мальчиков». Нас учили много работать и мечтать о большом; стать учеными, юристами и инженерами. Наши учителя редко предлагали традиционно женские профессии, такие как учитель или медсестра, а «слово на букву М» (материнство) никогда не упоминалось. 

Эбигейл Фавейл прекрасно описывает тот вид феминизма, в котором я была воспитана:

Классический феминистский аргумент предполагает гибкость половой роли - женщина может делать все, что может делать мужчина. Таким образом, предполагается иное представление о женской сущности, а именно: ее нет. Вместо этого женщины и мужчины становятся по сути взаимозаменяемыми, по сути одинаковыми. Поскольку женщина может делать все, что угодно, она больше не является чем-то особенным.

В результате я выросла весьма изолированной от своей женственности. В отличие от других девочек, я никогда не носила розовое. Я никогда не красилась. Я никогда не делала прическу. Юбки, грудь и менструации были лишь незначительными неудобствами, которые нужно было преодолеть, чтобы «победить мальчиков».

Родительство: Борьба за равенство

В юности я считала, что найти совместимого партнера - значит найти кого-то точно такого же, как я, - человека, разделяющего не только те же ценности и убеждения, но и те же интересы и вкусы, то же чувство юмора и стиль общения. Я ожидала, что партнерство подразумевает взаимозаменяемую работу двух людей для достижения общих целей.

Когда я в конце концов вышла замуж, а затем забеременела, я впервые начала воспринимать свое женское тело как нечто искусно созданное для определенной цели. И все же, как только я родила нашего первого сына, казалось, что только уход за ним отличал мою роль от роли моего мужа. Я каким-то образом пришла к родительству с мыслью, что наши с мужем отношения с сыном будут более или менее одинаковыми - наше "воспитание" будет одинаковым и идентичным.

Но так не получалось. Подход моего мужа к воспитанию детей был принципиально иным. Временами у нас были противоположные представления о том, что нужно нашему сыну от нас. Мой муж считал, что ему нужно больше независимости, а я думала, что ему нужно больше связи. Он считал, что я слишком мягкая, а я — что он слишком твердый. Из-за этого наша семейная жизнь была похожа на борьбу. Наши врожденные склонности постоянно тянули в разные стороны, что затрудняло достижение неуловимой цели «равенства». 

Материнство: Радостное воссоединение

В молодости я бесчисленное количество раз читала Псалом 138. Я обращалась к нему всякий раз, когда чувствовала себя одинокой, непонятой или потерянной, и находила утешение в истине, что Бог всегда со мной, что Он знает меня досконально и что Он замыслил план моей жизни.

Но в последние годы я обнаружила новый, более глубокий смысл Псалма 138. Я оценила не только явные истины о Боге, которым он учит, но и глубокие истины о человечестве, положенные в его основу. В моей жизни 138-й псалом теперь символизирует полный пересмотр — своего рода «обращение» — того, как я понимаю себя. 

Я есть мое тело

Я поняла, что унаследованное мною мировоззрение отчуждает человека от его тела. Я выросла в убеждении, что тело - это просто случайный контейнер, в котором хранится настоящий вы - ваша личность, убеждения и желания. Соответственно, быть мужчиной или женщиной довольно незначительно.

Напротив, как объясняет Нэнси Пирси в своей книге «Возлюби тело свое», «Писание рассматривает тело и душу как две стороны одной медали. Внутренняя жизнь души выражается через внешнюю жизнь тела». Она уточняет:

Библейская этика воплощена. Мы созданы по образу Божьему, чтобы отражать Божий характер как в нашем разуме, так и в наших телесных действиях. Здесь нет разделения, нет отчуждения. Мы - воплощенные существа.

Это ясно видно из Псалма 138:1-4:

Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня,
и все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, —
Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Здесь нет большого разделения между разумом и телом человека. Когда Бог знает меня, Он знает не только мои мысли и невысказанные слова, но и мои физические действия. Я не просто нахожусь в своем теле - я есть мое тело, а также моя душа. Согласно Библии, наши тела имеют значение, потому что они являются средствами, которые Бог дал нам для почитания и отражения Его в этом мире.

Я - женщина

В Псалме 138 псалмопевец воздает хвалу Богу за то, что Он создал его тело и душу с определенной целью:

Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
Не сокрыты были от Тебя кости мои,
когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои;
в Твоей книге записаны все дни,
для меня назначенные,
когда ни одного из них еще не было.
(ст. 13-16)

Эти стихи убеждают меня в том, что мой пол является частью Божьего замысла. Бог не случайно сформировал для меня женское тело. И поскольку Бог сделал меня женщиной, «дни, предназначенные для меня», будут иметь определенную форму. Как отмечает Пирси: «Физическое строение нашего тела раскрывает ключ к нашей личной идентичности... Христианская этика уважает телеологию [встроенную цель] природы и тела».

Я - мать

«Обращение», которое я описываю, началось с того, что я не могла ответить на вопрос, чем отличаются матери и отцы? Я прочитала всю Библию, отметив все, что в ней говорится о родительстве, и даже написала книгу на эту тему. Но я все еще не мог удовлетворительно ответить на вопрос о гендерных различиях в воспитании детей. 

Я так внимательно следила за тем, что говорится (или, скорее, не говорится) в Библии, что не заметила, что библейские образы и символы предполагают творение. Я усердно изучала Священное Писание, но пренебрегала чтением книги природы.

Я не понимала реальности того, что, по словам Фавале,

...существует данность наших тел; они наделены священным смыслом, который не определяется и не создается по нашей прихоти. Тела говорят на языке символов, с нашего разрешения или без него.

Например, в Псалме 138 материнское чрево ставится в параллель с «глубинами земли» как местом творения. Первый человек был создан в «чреве» земли, когда Бог формировал и оживлял прах земной (Быт.  2:7). Каждый день земля продолжает «рождать», когда семена, посаженные в нее (в нее?), прорастают в растительность. Женщина подобна земле в том, что она имеет потенциал для зарождения новой жизни в своем теле. 

Удивительно думать, что во время моих беременностей Сам Бог работал над созданием человека в моей утробе. Я помню свою первую, сюрреалистическую ночь материнства — я с благоговением смотрела на настоящего человеческого ребенка, который, совершенно чудесным образом, только что появился на свет. Я чувствовала себя как Ева, первая мать, которая удивлялась: «С помощью Господа я произвела на свет мужчину» (Быт.  4:1). 

Я не «родитель»

Я поняла, что разница между матерями и отцами начинается с наших тел. Во время беременности я была первым домом для наших детей. При рождении они появились на свет из моего тела. При кормлении грудью я была для них первым источником питания и комфорта. Конечно, наши дети появились от моего мужа и принадлежат ему так же, как и мне. Но отношения отца со своими детьми начинаются на большем физическом расстоянии, которое он должен преодолеть с помощью личных обязательств.

Согласно Бытию 1-2, мужчины и женщины также имеют разное происхождение - Адам появился из земли, а Ева - из Адама. Как объясняет Аластер Робертс:

Мужчины и женщины формируются отдельно и по-разному; существует соответствие между их природой и их предназначением. Еще раз: мужчина создан из земли, чтобы обрабатывать землю, служить земле и управлять ею. Женщина создана из мужчины, чтобы приносить жизнь и общение через союз.

Поэтому как мать я символизирую и представляю нечто отличающееся от моего мужа. Не существует бесплотного, бесполого «родительства» — есть только настоящие матери и отцы, которые по-разному связаны со своими детьми. Меня не должно удивлять, что я по-прежнему сосредоточена «внутри» — склонна «обустраивать дом», готовить еду, создавать уют и кров в наших четырех стенах. Это то, что мое тело делает для наших детей с момента их зачатия. 

Конечно, не все женщины становятся матерями, родив ребенка. Но даже приемные и мачехи, как правило, имеют те же тенденции, потому что они имеют естественную гормональную реакцию на детей, которые называют их "мама". Дети, о которых мы заботимся, иногда вытягивают из нас материнство.

С другой стороны, мой муж склонен относиться к нашим детям, ориентируясь на внешний мир - он стремится быть их представителем, защищать и обеспечивать их, а также наделять наших детей навыками и силой, которые понадобятся им, чтобы противостоять миру. Именно в этом с самого начала заключались его телесные отношения как отца.

Все это стало революцией в моем самопонимании и в моем подходе к воспитанию детей. Я больше не стремлюсь стать взаимозаменяемой со своим мужем. Я с радостью воссоединилась со своим женским телом и теперь просто стремлюсь жить и общаться с детьми в соответствии с этим. И я научилась ценить иной подход моего мужа к воспитанию детей как идеальное и необходимое дополнение к моему. Мы перестали пытаться заниматься «воспитанием» и учимся тому, что на самом деле значит быть матерью и отцом. 

Источник: Портал ХРИСТИАНЕ.РФ
 
 
 
 
 
 
 
Как Чехов обидел мою десятилетнюю дочку
Девочка и смерть
Кого боятся подростки сегодня