Философия нравственности и брак

В лекциях Визерспуна о философии нравственности есть небольшой раздел о значении брака.

Влияние Джона Визерспуна на общество во многом обусловлено курсом о философии нравственности, который он преподавал в Принстонском университете. Его лекции были опубликованы уже после смерти. В 18-19 веках философия нравственности, которую изучали в высших учебных заведениях, включала в себя разные темы: эпистемологию (или теорию познания), политику, этику и обществоведение.

В лекциях Визерспуна о философии нравственности есть небольшой раздел о значении брака. Довольно интересно, что пресвитерианин по конфессиональной принадлежности, Визерспун утверждает, что брак – это институт, прежде всего направленный не на удовлетворение личных потребностей, а на защиту детей.

Рождаясь на свет человеческие дети находятся в более слабом и беззащитном положении, чем любые другие представители животного мира. Они гораздо медленнее достигают зрелого состояния, поэтому им требуется больше помощи и развития. Поэтому абсолютно необходим особый союз родителей, принципы которого бы могли закрепить заботу о ребенке. Таким образом брак создан исходя из этого требования: чтобы закрепить принадлежность ребенка и обеспечить ему непрерывную, достаточную и обширную заботу.

Согласно утверждениям Визерспуна есть пять основных моментов, на которые указывают здравый смысл и природа, когда речь заходит о брачном договоре.

  1. «Брак заключается между мужчиной и женщиной. Полигамия опровергается самой природой, потому что соотношение рождающихся мужчин и женщин составляет 13 к 12, или по другим данным 20 к 19. Небольшой излишек мужчин объясняется большей смертностью мужчин из-за войн и опасных занятий, тяжелого труда и перемещений по морю и земле».
  2. «Фундаментальной и важной частью контракта считается верность и целомудрие». Визерспун продолжает эту мысль утверждением, что несмотря на контраст с мнениями других авторов, мы должны настаивать на верности и мужчин, и женщин.
  3.  «Контракт должен быть пожизненным, иначе это окажется короткой, ненадежной любовью, коренным образом ослабляющим его самую суть».
  4. «Если авторитет и главенство отдается мужчине, этим главенством следует распоряжаться настолько мягко и с любовью, чтобы добиться наибольшего равенства в таких отношениях, насколько это только возможно». Визерспун замечает, что «некоторые языческие авторы дали мужчине власть над жизнью и смертью женщины, что не только можно считать варварством, но и сущей несправедливостью».
  5. «Иногда браки заканчиваются разводом». Закон, по наблюдению Визерспуна, позволяет развод по трем причинам: прелюбодеяние, побег и  недееспособность.  Первые две причины основаны на Новом завете, а последняя причина, пожалуй, не расторжение брака, а декларация того, что с самого начала брак не был действительным и так и не стал таковым.

Христиане, и не только они, давно размышляют на тему брака. Нам полезно было бы внимательно выслушать весь этот спектр мнений, и, когда по какому-то вопросу в этих мнениях есть широкий консенсус, не отвергать его сразу и опрометчиво.

Источник: Портал ХРИСТИАНЕ.РФ
 
 
 
 
 
 
 
Зуб даю
Мифы старой Лукреции [part_one]
Откуда берутся дети